Важно то, что мы едим и как мы это едим
Депрессия — это распространенное психическое расстройство, которое проявляется длительным и стойким снижением настроения, подавленностью, утратой мотивации, интереса к жизни, способности получать от нее удовольствие. Пациенты страдают от проблем с самооценкой, потери аппетита и нарушений сна, им трудно сосредоточиться и заниматься привычной деятельностью.

Связь депрессии и сахарного диабета доказана российскими [Анциферов М.Б., Мельникова О. Г., Дробижев М. Ю., Захарчук Т. А. Сахарный диабет и депрессивные расстройства. РМЖ. 2003;27:1480; Захарчук Т. А. Депрессивные состояния у больных сахарным диабетом (клиника, психосоматические соотношения, лечение). 2007 и др.] и зарубежными [Joshua J Joseph. Cortisol dysregulation: the bidirectional link between stress, depression, and type 2 diabetes mellitus. 2016; S V Bădescu. The association between Diabetes mellitus and Depression. 2016 и др.] научными исследованиями. Она объясняется сочетанием негативного эмоционального фона с расстройством адаптации и другими факторами. Сахарный диабет может вызвать появление симптомов депрессии или усугубить их. В свою очередь, депрессия является фактором риска развития диабета.
Запишитесь на консультацию к врачу-эндокринологу в CGM Clinic

В чем разница диабета 1 и 2 типа

Сахарный диабет — это хроническое эндокринное заболевание, характеризующееся устойчивым повышением уровня сахара в крови (гипергликемией). Помимо этого, развиваются нарушения обмена жиров, углеводов и белков, возникает водно-электролитный дисбаланс.

Выделяют два основных типа диабета:
    Инсулинозависимый
    Такая форма болезни чаще возникает в молодом возрасте. На ее долю приходится около 10 % всех пациентов. В основе развития СД I типа лежит разрушение клеток поджелудочной железы, которое приводит к недостаточному синтезу гормона инсулина. Его концентрация настолько мала, что уровень глюкозы крови остается высоким даже при соблюдении пациентом безуглеводной диеты.
    Инсулиннезависимый
    Поражает людей старшей возрастной группы. Предрасполагающими факторами являются ожирение, наследственность, неправильный образ жизни и др. При этой форме болезни инсулин вырабатывается в нужном количестве, но мышечные структуры, печень и другие органы устойчивы к нему. В результате возникает стойкое повышение уровня сахара в крови.

Депрессия и сахарный диабет 1 типа. Когда нужна помощь врача?

Развитие тяжелых психических расстройств особенно актуально для пациентов с инсулинозависимым сахарным диабетом.

Чаще всего заболевание возникает в молодом возрасте и оказывает влияние на жизнь не только самого пациента, но и членов его семьи. Такие больные должны постоянно контролировать уровень сахара в крови, строго соблюдать рацион питания и точную дозировку вводимого инсулина. Это приводит к постоянному психологическому давлению и повышению уровня тревоги. Пациенты начинают терять контроль над собственной жизнью, считая, что болезнь теперь доминирует над ними. У них часто возникает агрессия, асоциальные формы поведения, различные проявления психозов. Естественные изменения гормонального фона способствуют еще большей изменчивости настроения.

Привести к патологическому состоянию также может постоянная усталость из-за нарушений сна, поскольку человек боится ночной гипогликемии и неспособности ее распознать.
Некоторые пациенты испытывают одиночество из-за отсутствия нужной поддержки от членов своей семьи.

В таких ситуациях необходима психологическая помощь и прием лекарственных средств. На первом этапе всем пациентам с сахарным диабетом 1 типа показано заполнение специальной анкеты. Она позволяет быстро и эффективно определить наличие серьезных расстройств.
Положительный эффект дают профилактические мероприятия, которые позволяют снизить распространенность депрессий у таких пациентов.

Сахарный диабет 2 типа и его связь с депрессией

Адаптация — это процесс приспособления под новые обстоятельства, в том числе травмирующие. Инсулиннезависимый диабет не только ухудшает физическое самочувствие человека, но и снижает качество его жизни, вынуждает отказаться от обычных занятий и привычек. Развитие патологии является стрессовым фактором.

Расстройства адаптации — психическая патология, которая возникает под влиянием определенных стрессовых ситуаций. Это ответная реакция на стрессовый фактор, интенсивность которой выходит из-под контроля. Выраженность нарушений зависит от сложности возникшей проблемы, индивидуальных особенностей и эмоциональной чувствительности конкретного человека.

Помимо самой болезни, развитию депрессии могут способствовать следующие обстоятельства:
  • необходимость изменить прежний образ жизни;
  • строгий режим правильного питания, которое подразумевает исключение
  • сладких продуктов и высококалорийной еды;
  • появление тревожных мыслей, связанных с заболеванием и возможными
  • осложнениями диабета;
  • постоянный контроль уровня глюкозы;
  • увеличение физических нагрузок;
  • вынужденное снижение веса;
  • прием необходимых медикаментозных препаратов;
  • регулярное посещение врача.
Все это у пациентов с диабетом приводит к появлению тревожных мыслей, депрессивного настроя, выраженного напряжения.

Как отличить депрессию от обычного плохого настроения?

Проконсультироваться у специалистов
Мы не рекомендуем проводить лечение в домашних условиях. Оставьте номер и мы
свяжемся с вами
Необходимо обратить внимание на длительность возникших симптомов. Плохое настроение — преходящее явление, тогда как при депрессивном состоянии подавленность сохраняется на протяжении двух недель и более. Заподозрить расстройство позволяет наличие пяти и более симптомов депрессии:

• развитие астении;
  • невозможность испытывать радость и удовольствие;
  • отсутствие интереса к жизни;
  • расстройства сна;
  • нарушение аппетита;
  • колебания веса;
  • личностные расстройства;
  • страх будущего;
  • снижение либидо;
  • мысли о суициде.

Для адаптивных расстройств, характерна меньшая длительность и следующие клинические признаки:

• выраженная усталость;
  • снижение настроения;
  • слабость;
  • быстрая смена эмоционального фона;
  • проблемы со сном и развитие бессонницы;
  • снижение аппетита;
  • похудение;
  • боязнь, что может случиться что-то плохое;
  • домашняя изоляция;
  • избегание мест массового посещения;
  • развитие панических атак;
  • соматические симптомы: головная боль, сердцебиение, диарея, резкие перепады артериального давления.

Лечение в CGM Clinic

В нашей клинике мы используем индивидуальный подход к каждому пациенту. Лечение сахарного диабета и возможных его последствий, в том числе депрессивных расстройств, проводит группа специалистов. В терапии принимают участие эндокринологи, нутрициологи, психотерапевты. После оценки физического и психического состояния больного разрабатывается специальная программа, которая направлена на улучшение общего состояния, повышение качества жизни и предотвращение возможных осложнений. При необходимости назначаются индивидуальные или групповые консультации.
Получите консультацию по диагностике и лечению диабета и депрессии
Просто оставьте номер и мы подберем для вас наиболее удобную дату и время для визита.

Смотрите другие статьи наших специалистов